История развития бронежилета в России: от царских времен до начала войны в Афганистане
Развитие средств индивидуальной защиты в России схоже с развитием бронезащиты в мире. И это совсем не удивительно - развитие оружия и защиты от него в целом шло вровень во многих странах.
Противопульная защита в царской России
В 1812 году в экипировку русской конницы вернулись кирасы или панцири. Они были удобными в эксплуатации, не снижали маневренности воинов и при этом обеспечивали достаточно надежную защиту при ударе картечью. Также они выдерживали удары холодным оружием в рукопашном бою. Кирасы в русской армии были изготовлены из стали, сверху они покрывались черной краской. Средство защиты представляло собой две половины (для защиты груди и спины), которые скреплялись двумя ремнями с медными наконечниками. По краям кирасы проходил шнурок красного цвета. Изнутри этот прадед бронежилета выстилался белым холстом и ватой. К сожалению, кираса не могла эффективно защитить от пулевого ранения. Она была полезна лишь в рукопашном бою или в конной сече. В итоге кираса осталась лишь в качестве элемента парадной одежды. Но поиски защиты от пуль на этом не прекратились.
На вооружение армии попытались вернуть щиты. Так, в 1886 году в России провели испытания стальных щитов полковника Фишера - это были щиты с оборудованными окошками для стрельбы. К сожалению, такие щиты оказались очень тонкими, легко простреливались, кроме того, передвигаться с ними было не очень удобно. Кстати, щиты с окошками используются до сих пор сотрудниками силовых структур. Японские щиты, на которые также обратило внимание руководство российской армии, были толще, но и весили при этом более 20 кг. Бежать в атаку с таким щитом было совершенно невозможно. Поэтому идею со щитами армейское руководство отложило до лучших времен.
В итоге к началу XX века разработчики бронеодежды вернулись к использованию кирасы, которая к тому времени еще использовалась в парадных мундирах. Для изготовления панциря стали использовать более толстый лист металла. Среди разработчиков отечественных средств защиты того периода стоит выделить подполковника А.А. Чемерзина, которые придумал специальный сплав для изготовления кирасы. Панцири, разработанные Чемерзиным, имели вес до 4 кг, были не видны под одеждой и выдерживали обстрел из 3-линейной винтовки. Они защищали не только живот и грудь воина, но и бока, спину в районе позвоночника, легких и сердца.
В «Каталоге панцирей, изобретенных подполковником А. А. Чемерзиным» были описаны испытания прародителей современных бронежилетов, которые проводились в 1905-1907 годах. Одно из таких испытаний проводилось в присутствии императора Николая II в г. Ораниенбауме. На этом испытании по панцирю стреляли из 8 пулеметов. Всего в защитный жилет попало 36 пуль, но ни одна из них не пробила сталь. На панцире не удалось обнаружить и трещины, которые могли появиться от энергии удара.
Панцири в те времена использовались не только военными, но и полицейскими ведомствами. Так, во время первой мировой войны защитные кирасы были изготовлены по заказу Московской столичной полиции. В это же время панцири стали обтягивать тонкой шелковой материей. По данным комиссии резерва Санкт-Петербургской столичной полиции, пули, выпущенные из Браунинга, пробивали материю и застревали в панцире.
Кирасы скрытого ношения покупали и гражданские, опасающиеся вооруженного ограбления. Причем стоимость панциря в те времена была достаточно высокой - от 1500 до 8000 рублей. К сожалению, вместе со спросом на средства защиты для гражданских лиц появился и новый тип мошенничества - особо предприимчивые представители преступного мира продавали кирасы, изготовленные их тонких металлических пластин, которые не выдерживали никаких испытаний.
Бронезащита времен Великой отечественной войны
Но исследования в области индивидуальной защиты солдат не закончились с окончанием первой мировой войны. Так, в 1938 году на вооружение Красной армии был предложен экспериментальный стальной нагрудник СН-38 (СН-1). Большим недостатком нагрудника было то, что защищал он бойца только спереди, прикрывая область груди и паха. Конечно, удаление пластины со спины позволило облегчить защитный элемент и увеличить его толщину. Но в целом он был достаточно слаб в защите. Поэтому в 1941 году броневая лаборатория Института металлов начала разработку нового нагрудника СН-42 (или СН-2). Руководил разработкой М.И. Корюков, который также является одним из создателей советской каски, которая до сих пор находится на вооружении силовых ведомств России.
СН-2 представлял собой нагрудник из двух пластин — верхней и нижней. Наличие двух пластин обеспечивало солдату возможность двигаться. Для изготовления СН-42 использовалась сталь толщиной 3 миллиметра. Нагрудник неплохо защищал от осколочных ранений, автоматных очередей с дистанции дальше 100 метров. При этом он не мог уберечь от травм при выстреле из винтовки или пулемета. Использовался СН-42 в инженерно-саперных бригадах, солдат которых в шутку прозвали «панцирной пехотой» и «раками». Под нагрудник обычно надевался ватник без рукавов - так солдаты обеспечивали дополнительную амортизацию. При этом, по словам самих фронтовиков, панцирь был удобен и эффективен при штурме и в рукопашной схватке. А вот в полевых условиях он был не только бесполезен, но и иногда даже создавал помехи для перемещения.
В дальнейшем нагрудник модернизировался. Последний стальной нагрудник СН-46 был выпущен в 1946 году.
Первые советские бронежилеты
Первые бронежилеты отечественного производства появились в 1957 году. Разработка жилета велась с 1954 года в стенах Всесоюзного Института Авиационных Материалов (ВИАМ). Композиционно бронежилета представлял собой шестиугольные пластинки из алюминиевого сплава, расположенные в мозаичном порядке. Между телом человека и бронеэлементами была расположена капроновая ткань, уложенная в несколько слоев, и подкладка из ватина. Бронежилету был присвоен индекс 6Б1 он был отправлен на снабжение вооруженных Сил СССР. Изначально было произведено всего около 1500 экземпляров 6Б1. Массовое производство решили начать только в случае военной угрозы.
Испытание в полевых условиях бронежилет прошел в начальный период афганской войны. Опыт был положительным и в дальнейшем это способствовало новым разработкам, в ходе которых был создан бронежилет ЖЗТ-71М.